В обход счетчика

Номер: 

Рубрика: 

Слово специалисту

Хищение электроэнергии может привести к большим неприятностям
Народная мудрость гласит: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Но находятся люди, пристрастные к дармовщине, которые решают проверить эту прописную истину на себе. Специалисты Белгородэнерго за 11 месяцев этого года в ходе рейдов выявили сотни фактов бездоговорного и безучётного потребления электроэнергии общим объёмом порядка полутора млн кВтч. О бескомпромиссной борьбе с недобросовестными потребителями мы побеседовали с заместителем начальника Белгородских электрических сетей по реализации услуг Сергеем Коняхиным.
— Сергей Николаевич, сейчас известно уже более сотни различных способов хищения электроэнергии. Люди, которые используют один из них, наивно полагают, что энергетиков удастся обвести вокруг пальца. Так ли это на самом деле?
— Основные ухищрения в этой криминальной сфере нам прекрасно известны. Наиболее тривиальный и широко распространенный способ — замедление работы счетчика при помощи мощного магнита. Однако прогресс не стоит на месте. В последнее время все чаще попадаются приборы учета с дистанционным управлением. Примечательно, что модернизированный таким образом счетчик имеет все надлежащие заводские пломбы и голограммы. Приобрести «чудо-счетчик» предлагают в некоторых магазинах. Кроме того, заказать его можно в сети Интернет. Хочется надеяться, что работники прокуратуры в ходе мониторинга порталов обратят внимание на сайты с рекламой подобных приборов учета и примут меры.
Распознать подвох счетчика, оснащенного дистанционным управлением, непросто. Но возможно. Для этого нами анализируются объемы потребления электроэнергии до и после замены прибора учета. Значительное снижение показателей — повод для тщательной проверки прибора на достоверность измерений. Порой параллельно с ним устанавливается эталонный счетчик, который позволяет определить истинное положение дел. Кроме того, сомнительный счетчик может быть изъят и отправлен на экспертизу в государственный региональный центр стандартизации и метрологии.
— Как определяются конкретные объекты проверки на правильность работы прибора учета электроэнергии?
— В настоящее время подавляющее большинство подстанций в Белгороде оснащены вводными приборами учета. Их показатели фиксируются в единой базе данных. Таким образом мы можем сравнить, какой объем электроэнергии отпущен данной подстанцией и сколько было принято потребителем. Разница этих значений — потери. Они подразделяются на технические (лимитированы) и коммерческие, в числе которых и хищения электроэнергии. При выявлении серьезного дисбаланса, потребители, запитанные от данной подстанции, попадают в зону особого внимания энергетиков. В результате производится скрупулезная проверка приборов учета и устанавливается конкретный виновник потерь. После этого составляется акт и к недобросовестному потребителю применяются финансовые санкции в соответствии с правительственным постановлением (см. № 442 от 04.05.12 г.). За все приходится платить, особенно за то, чего не приобрел.
Отмечу, что благодаря предпринимаемым электрическими сетями мерам, бездоговорное и безучётное потребление электроэнергии снизилось за последние три года вчетверо — с 10,7 млн кВтч в 2012 г. до 2,5 млн кВтч в 2014 году.
— Сергей Николаевич, в Белгороде насчитывается порядка 6,6 тыс. многоэтажек, в которых используется множество счетчиков расхода электроэнергии. Можно ли обеспечить безусловность выполнения всеми потребителями своих договорных обязательств?
— В нашем городе используется автоматизированная система контроля и учёта электроэнергии (АСКУЭ). Она в режиме реального времени передает в единый диспетчерский пункт данные почти с полутора тысяч общедомовых счетчиков. Большинство из таких приборов учета функционируют в микрорайонах МКЖД.
Связано это с тем, что балансовая ответственность электросетевого предприятия ограничивается вводом в многоэтажный дом. Далее ответственность за контроль лежит на управляющей компании. Если владелец какой-либо квартиры ворует электроэнергию, то она переходит в разряд общедомовых расходов (ОДН) и распределяется на всех жильцов. Таким образом, недобросовестный потребитель регулярно запускает руку в карман к своим соседям.
В качестве пилотного проекта мы за свой счет подключили к системе АСКУЭ две многоэтажки, расположенные по пр. Ватутина, 25 и ул. Губкина, 13В. В этих домах показания со всех квартирных счетчиков поступают к нам в реальном режиме времени. В итоге, в многоэтажках, где в сумме 160 квартир, дисбаланс электроэнергии никогда не превышает уровня технических потерь. Подобное решение проблемы, на мой взгляд, является наиболее перспективным. Повсеместное внедрение этого положительного опыта сдерживает лишь вопрос источника финансирования.
Беседовал Павел ПЕРЕДЕРИЙ

Рейтинг статьи: 

Голосов пока нет