Зимние заботы жильцов

Номер: 

Рубрика: 

Управляющие организации обязаны обеспечить гражданам не только комфорт, но и безопасность

Сезон года предопределяет вопросы, с которыми читатели обращаются в редакцию газеты. Зимой многих из них интересуют проблемы с отоплением квартиры, освещением мест общего пользования и уборкой придомовой территории. Обо всем этом мы и беседуем.

— Любовь Петровна, комфорт нынче в значительной степени предопределяется температурой в жилых помещениях. Что делать, если система отопления функционирует из рук вон плохо? Кто поможет жильцам изменить «погоду в доме» к лучшему?

— В первую очередь надо установить причину плохого обогрева квартиры. За работу системы отопления в многоквартирном доме отвечает управляющая компания. Именно в УК (ТСЖ) прежде всего и следует обратиться. Возможно, что для восстановления надлежащей работы системы отопления необходимо всего лишь стравить воздух в стояках либо произвести мелкий ремонт отдельных узлов — заменить вентиль, прочистить засоренный стояк и т. д. Если упомянутые усилия должного результата не принесли, требуйте замерить температуру воздуха в жилых помещениях. Она, в соответствии с нормативными документами, должна быть не ниже +18° С, в угловых комнатах — +20 градусов.

В том случае, если управляющая компания никак не отреагировала на заявление, надо обратиться в управление Госжилнадзора с требованием комиссионно обследовать инженерные сети для установления причины оказания коммунальной услуги в ненадлежащем качестве. В ходе упомянутой проверки осуществляются замеры температуры энергоносителя, давление в трубопроводах и прочее. В конечном итоге это позволяет установить соблюдение ресурсоснабжающей компанией теплового режима, а также выявить виновных в предоставлении некачественной коммунальной услуги.

— Немало нареканий у жителей многоэтажек к освещению подъездов. Слова диспетчера управляющей компании «заявка принята», как показывает практика, еще не означают, что электрик поспешит заменить перегоревшую лампочку. Установлены ли какие-либо нормативные сроки для выполнения такой работы?

— Управление многоквартирым домом включает в себя требование по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан (см. ЖК РФ, ст. 161). Срок выполнения заявки зависит от характера необходимого ремонта электрооборудования. Так, неисправности аварийного характера, согласно нормам и правилам технической эксплуатации жилищного фонда (см. постановление Госкомитета РФ по строительству и ЖКХ № 170 от 27.09.2003 г.), должны устраняться немедленно, а мелкие неисправности, в том числе замена перегоревших электроламп в помещениях общественного пользования, — в течение трех часов с момента обнаружения дефекта либо получения заявки от жильцов.

В случае оказания услуги не в установленный срок следует обращаться с жалобой к руководству управляющей организации, а если это не возымеет должного действия — в управление Госжилнадзора.

Отмечу, что в ряде случаев ситуацию в свои руки берет совет многоквартирного дома, который непосредственно принимает меры по выполнению управляющей компанией заявок граждан.

— Любовь Петровна, расскажите, пожалуйста, как с этого года белгородцам будут начисляться платежи по расходам на общедомовые нужды.

— Плата за коммунальные услуги, потребленные на содержание мест общего пользования (ОДН), с введением в действие с 1 апреля положений федерального закона (см. № 176-ФЗ от 29.06.2015 г.), будет входить в строку «за содержание жилья». Она перейдет в состав жилищных услуг в пределах нормативов, установленных регионами. Таким образом, строчка расходов на ОДН исчезнет из квитанций на оплату коммунальных услуг. Потребление услуг жильцами, не установившими счетчики, впредь не будет перераспределяться между добросовестными жильцами. За дисбаланс станут отвечать управляющие компании. Именно им предстоит выявлять тех, кто до сих пор не установил в квартире приборы учета, а также бороться с утечками и незаконным подключением к энергосетям.

К слову, введение общедомовых нужд в данную строку произойдет не сразу, а в течение установленного региональным нормативным актом переходного периода.

— Недавние снегопады поставили на повестку дня вопрос о сроках, в течение которых управляющие организации призваны расчистить тротуары. Вправе ли жители многоэтажки в случае несоблюдения этого норматива рассчитывать на перерасчет за коммунальную услугу, которая оказана в ненадлежащем качестве?

— Управляющая компания или ТСЖ, в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (см. постановлением Госкомитета РФ по строительству и № 170 от 23.09.2003 г., п. 3.6.1), должна производить уборку территории дворов, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов. Периодичность уборки снега при температуре ниже −2º С градусов составляет три часа, а выше указанно значения — полтора часа. При этом участки тротуаров и территории двора с уплотненным снегом надлежит приводить в порядок в первую очередь (см. п. 3.6.1 указанного постановления).

Следует также упомянуть, что в «Минимальном перечне услуг и работ для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме» (см. постановлением правительства РФ № 290 от 03.04.2013 г., п. 24) в холодное время года предусмотрена расчистка свежевыпавшего снега на придомовой территории, а также очистка ее от образовавшейся наледи. Кроме того, на проезжей части дорог должна устраняться колейность, превышающая по высоте пять сантиметров.

Что касается перерасчета платежа за услуги ненадлежащего качества либо с перерывами свыше установленной продолжительности, то собственники помещений вправе обратиться с соответствующим заявлением в управляющую компанию (правление ТСЖ), а граждане, проживающие в доме на условиях социального найма, — в муниципальный жилищный фонд (см. постановление правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г.).

При этом не следует забывать, что собственники помещений являются хозяевами дома. Жилищное законодательство прямо указывает: собственники не должны допускать бесхозяйственного отношения к общему имуществу. В период непогоды им надлежит, руководствуясь принципами добрососедства, приложить совместные усилия для ликвидации последствий природных катаклизмов.

— Любовь Петровна, человек, получивший травму на придомовой территории из-за некачественной уборки тротуара, имеет возможность взыскать с управляющей компании расходы на лечение и компенсацию морального ущерба. Не так ли?

— Общее имущество собственников жилья должно содержаться управляющей компанией, в соответствии с требованиями действующего законодательства, в состоянии, которое обеспечивает безопасность жизни и здоровья людей (см. ЖК РФ, ст. 161 и постановление правительства РФ № 491 от 13.082013 г.). Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит полному возмещению тем, кто в этом повинен (см. ГК РФ, ст. 1064).

Таким образом, после получения травмы по вине ненадлежащего оказания коммунальных услуг, следует обратиться в управляющую организацию для урегулирования ситуации. В случае отказа удовлетворить требования, пострадавший вправе взыскать причиненный ему ущерб в судебном порядке. Для сбора доказательной базы предстоит совместно с представителями совета многоквартирного дома и управляющей организации составить акт о некачественном предоставлении услуг по уборке придомовой территории. В случае установления факта причинения травмы из-за бездействия управляющей организации, надо также собрать показания свидетелей.

В завершение отмечу, что в зимний период горожанам следует быть максимально внимательными и при движении предпринимать меры предосторожности, заботясь о собственной безопасности.

Беседовал Павел ПЕРЕДЕРИЙ

Фото Бориса Ечина

Рейтинг статьи: 

Голосов пока нет