Болезнь нашего времени

Номер: 

Рубрика: 

Слово специалисту

Советы родителям по профилактике подростковых суицидов
В средствах массовой информации довольно часто стала появляться информация о том, что в том или ином городе очередной подросток свел счеты с жизнью или пытался это сделать. Попытка к суициду — как правило, признак психического нездоровья. И тот факт, что расстройствами психического характера страдает немало детей и подростков, заставляет задуматься и искать выход из сложившейся ситуации. О профилактике стрессовых состояний и суицидов мы сегодня беседуем с психологом МБУЗ «Городская детская поликлиника № 4» Светланой Нехайчик.
— Светлана Владимировна, прежде чем говорить о психическом нездоровье, давайте определим, а что, собственно, является психическим здоровьем?
— Психическое здоровье определяется как состояние благополучия, при котором каждый человек может реализовать свои способности и собственный потенциал, противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно и плодотворно работать и вносить вклад в жизнь своего сообщества. Если человек не может этого сделать — повод близким задуматься и попытаться помочь.
— Какие факторы в наибольшей степени оказывают влияние на эмоциональное состояние человека?
— Все отрицательные воздействия среды оказывают влияние на организм в комплексе, но все же, основная причина «болезней цивилизации» — различные эмоциональные сдвиги, которые возникают в результате стрессов — нервных перенапряжений при действии чрезвычайных (экстремальных) раздражителей или обстоятельств. Стрессы способны нарушить не только психику, но и работу внутренних органов. Затяжной стресс способен привести к неврозу. Если нервное напряжение длится долго, то развиваются такие болезни, как гипертония, язва желудка, диабет и др. Еще одна болезнь нашего времени — депрессия, характеризующаяся как психическим расстройством, так и клиническими проявлениями.
По прогнозам ВОЗ, к 2020 году депрессия будет занимать первое место среди заболеваний по длительности нетрудоспособности в году. В настоящее время депрессией страдают 26% женщин и 12% мужчин. — Можно ли избежать развития невроза и депрессии? — Создание хорошего настроения, пожалуй, наиболее действенная мера профилактики неврозов. По наблюдению врачей, люди оптимистического склада характера и болеют реже, и болезни протекают у них легче. Поэтому все чаще поднимается вопрос об использовании смеха для укрепления здоровья человека. Появился даже термин «смехотерапия». А еще есть термин «эстетотерапия» или лечение красотой, поскольку на настроение человека оказывают влияние цвета окружающих предметов (зеленый и голубой — успокаивают, красный — возбуждает), музыка (тихая мелодичная — успокаивает, бурная — поднимает тонус), природа (особенно рекомендуются туризм и прогулки), театральные зрелища, картины, книги и т.п. Чтобы сохранить хорошее настроение и самочувствие, полезно также научиться вовремя переключаться с одной деятельности на другую, особенно когда другая деятельность связана с вашим любимым занятием. Это отвлечет, успокоит, улучшит настроение. При переключении в коре головного мозга возникает новый очаг возбуждения, который как бы гасит, тормозит старый, вызвавший утомление или отрицательное возбуждение.
— Верно ли, что психоневрологические расстройства давно перестали быть уделом людей пожилых?
— Да, это так. На современном этапе развития общества темп жизни заметно ускорился. В связи с этим повысилась агрессивность людей, от этого страдают, в первую очередь, наши дети. Многие родители загружены работой, учебой — вследствие этого дети часто остаются без внимания. Они испытывают дефицит общения с близкими им людьми, переживают постоянные стрессы, потому что не удовлетворяются их базовые потребности: в родительской любви, ласке, защищённости. В результате этого нарастает напряжённость, появляется агрессивность и озлобленность — сначала на родителей, потом на всех окружающих. Основным и ведущим способом снижения всех этих состояний в дошкольном возрасте является — игра, с помощью которой он удовлетворяет непреодолимую потребность в движении, проявляет творческие силы, развивает способности, воспитывается с нравственной стороны и, наконец, массу всевозможных знаний. Поэтому, уважаемые родители, играйте вместе с детьми — это замечательно оздоравливает и детей, и ваши взаимоотношения с ними.
— Сегодня довольно часто приходится слышать термин «подростковая депрессия». Чем она чревата?
— Действительно, депрессии отмечены сегодня практически у каждого пятого подростка. Подростковая депрессия — это не просто плохое настроение — это серьезная проблема, которая влияет на все аспекты жизни подростка. Подростковая депрессия может привести к проблемам дома и в школе, наркомании, отвращению к себе, даже насилию или самоубийству. Суициды подростков занимают 3-е место в мире среди причин смерти. Депрессия как возможный предвестник суицида зарегистрирована у 35,7% девушек и 21,0% юношей. 25% девушек и 14% юношей подумывали о возможности суицида.
— Какие советы родителям Вы бы дали по профилактике подростковых суицидов?
— Прежде всего, следует установить заботливые взаимоотношения с ребенком, помочь осознать его личностные ресурсы. Научиться быть внимательным слушателем и открыто обсуждать семейные и внутренние проблемы детей, вселить надежду, что все они решаемы. Помогать своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним. Обязательно содействовать в преодолении препятствий. Одобрять словом и делом любые стоящие положительные начинания молодых людей. Ни при каких обстоятельствах не применять физические наказания. Больше любить своих подрастающих детей, быть внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.
А еще надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогая ребёнку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда.
— А что бы Вы порекомендовали подросткам, оказавшимся в острой стрессовой ситуации?
— Основные правила поведения в острой стрессовой ситуации следующие:

  • не принимать никаких решений на горячую голову, отложить решение проблемы на какое-то время;
  • сосчитать до десяти, медленно вдохнуть воздух носом как можно глубже и на некоторое время задержать дыхание;
  • выдыхать постепенно также через нос, сосредоточившись на своих ощущениях, связанных с дыханием.

Если стрессовая ситуация застала в помещении, да еще в окружении людей, следует выйти в какое-нибудь другое помещение, где можно побыть одному. Затем произвести следующие действия:

  • смочить руки, лоб, виски холодной водой;
  • медленно выпить стакан воды, концентрируя свои ощущения на каждом глотке;
  • сделать любые физические упражнения в зависимости от вашей спортивной подготовки: бег, прыжки, приседания, отжимания и прочее.

Затем можно перейти к занятиям по релаксации. Для этого нужно сесть поудобнее и закрыть глаза. Позу лучше принять такую, чтобы спина была прямая, руки расслабленно лежали на коленях. Для того чтобы расслабить мышцы шеи, нужно поднять плечи высоко к ушам и затем расслабленными на выдохе «бросить» вниз. Повторить упражнение несколько раз до полного расслабления.
После этого необходимо сконцентрироваться на своем дыхании. Попытаться дышать как можно медленнее и спокойнее, так, чтобы даже тончайшая нить, помещенная перед носом, вовсе не колебалась бы. При вдохе представить, что вместе с воздухом вдыхается Покой. Он тонкой струйкой входит в легкие и распространяется по всему телу.
При выдохе нужно представить, что выдыхаешь беспокойство, тревогу, все те мысли, которые мешают.
После того, как это упражнение проделано несколько раз, попытаться представить, что вдыхаешь бесконечную радость, а выдыхаешь печаль, страдание и меланхолию.
Какое-то время можно побыть там, глубоко в своем внутреннем мире, наслаждаясь чувством покоя и расслабленности. Тело само даст знать, что все проделанное выше принесло отдых и облегчение. Теперь можно плавно и постепенно вернуться к окружающей действительности, потянуться, открыть глаза.
— Чтобы Вы хотели сказать в заключение нашей беседы?
— Я хочу обратиться к родителям и напомнить, что дом подростка — это модель мира. А если мир так ужасен, как бывает иногда обстановка в семье, у ребенка невольно рождается мысль: «зачем жить?». Берегите своих детей, их хрупкий внутренний мир, а главное, постарайтесь сделать домашнюю обстановку комфортной и дайте почувствовать ребенку, что он любим.
Беседовала Елена Володина
Выделяют три уровня психического здоровья человека:

  • уровень психофизиологического здоровья (определяется состоянием и функционированием центральной нервной системы);
  • уровень индивидуально — психологического здоровья (определяется состоянием и функционированием психической деятельности);
  • уровень личностного здоровья (определяется соотношением потребностей человека с возможностями и требованиями социальной среды).

Очевидно, что каждый уровень психического здоровья человека имеет свою медико-психологическую и социально-ценностную систему критериев нормы и аномалии. Негативные изменения могут происходить как на одном, так и на двух и всех трех уровнях.

Рейтинг статьи: 

Голосов пока нет