Атланты земли русской

Номер: 

Рубрика: 

Когда закончилась война, Виктору Чаплыгину было всего двадцать лет. Но, к тому времени за его плечами уже было около ста боевых вылетов на легендарном «ИЛ -2», и он участвовал в освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии, Югославии.
А в этом году Виктор Владимирович отпраздновал свой 87-й день рождения, но, несмотря на преклонный возраст, сохранил чувство юмора и хорошую память. С улыбкой рассказывает он, как во время поездки по местам боевой славы от Москвы до Бреста от непогоды к нему под плащ спряталась композитор Александра Пахмутова. «А муж не заревнует?» - поинтересовался ветеран. «Нет, он у меня хороший», - улыбнувшись, ответила автор самых любимых и известных песен.
Виктор Владимирович Чаплыгин - высокий, широкоплечий, настоящий русский богатырь, который и пол Европы освободил, и поднял из руин разрушенную страну. Как и многие его сверстники, он с первых часов войны мечтал попасть на фронт. Но шебекинское ремесленное училище эвакуировали в Башкирию, под Уфу, и шестнадцатилетние пацаны стали слесарями на заводе, который прежде выпускал комбайны, а в военную пору был перепрофилирован под выпуск двигателей для самолетов.
Однако бедовый Виктор по-прежнему рвался на фронт. Первую попытку бежать преподаватели училища пресекли на корню, а во второй раз, сколотив команду из трех человек и насушив сухарей, студенты ремесленного все-таки убежали. На станции Таловой в Воронежской области их задержал сотрудник милиции. Рассказу о поездке от тетки из Саранска не поверил, но и ломать судьбу ребятам не стал. По законам военного времени им грозила тюрьма. Вместо этого милиционер отправил их работать на местную МТС, где позарез нужны были рабочие руки.
На фронт Виктор попал в семнадцать с половиной. Служил в авиации, воздушным стрелком. «Это щит летчика» - говорит Виктор Владимирович,- всю войну спиной друг к другу». Боевой крещение молодой боец получил в небе над Прохоровкой, а потом были Харьков, Полтава, Киев. В 18 лет Виктор Владимирович уже удостоился награды – ордена Красной Звезды. Вместе со свом командиром, летчиком Петром Столяровым они дошли до Югославии, там и встретили победный май 1945. Всякое пришлось пережить, порою бывали в таких переделках, из которых, казалось, живыми не выйти. Однажды фашисты их «ИЛ» буквально изрешетили. В самолет попало более 40 снарядов. Тяжело раненый летчик чудом посадил машину и потерял сознание.
Юный красавец и балагур Виктор Чаплыгин был любимцем эскадрильи и это не вызывает сомнений, если посмотреть на фотографию военных лет. На груди ветерана – множество наград: 14 медалей, орден Отечественной войны 2-й степени, есть даже знак «Партизан Югославии».
После войны еще пять лет он служил в Закавказье, в Кутаиси. В Белгород возвратился в 1950 году, после демобилизации. Вот тогда он вспомнил о своей детской мечте - водить поезда. И хоть пришлось тяжелым трудом кочегара, а потом помощника машиниста пробиваться к своей цели, он своего добился. Его стаж работы на железнодорожном транспорте - более полувека, из них свыше 30 лет он водил поезда: грузовые, пассажирские, скорые. Виктор Владимирович один из инициаторов вождения тяжеловесных поездов, ни аварий, ни сбоя в графике никогда не допускал. Поэтому в его трудовой книжке только благодарности, а вклад в развитие отрасли отмечен знаком «Почетный железнодорожник».
Но, несмотря на нелегкий труд и изнурительные поездки, Виктор Владимирович всегда находил время для творчества: играл в оркестре на ударной установке, замечательно декламировал. Особенно удавались ему басни и юморески. А еще он бережно хранит память о своем боевом прошлом. Его альбом - своеобразная летопись 165-го гвардейского штурмового Станиславского Краснознаменного авиационного полка, действительно уникален. Военные фотографии, запечатлевшие молодыми его боевых товарищей, как будто переносят ветерана в далекое прошлое, когда они спина - к спине, плечо – к плечу сражались за родину.

Рейтинг статьи: 

Голосов пока нет