Делимся опытом

Номер: 

Рубрика: 

Успех рождает успех

О развитии познавательной активности детей Современное образование ориентировано на развитие личности: умение детей рассуждать, сравнивать, оценивать полученную информацию. Ведь жизнь выдвигает на первый план не исполнительность, а инициативность, которую нужно целенаправленно, последовательно формировать. Младший школьный возраст называют вершиной детства.
Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего и построе¬ние своей картины мира. Именно в младшем возрасте происходит развитие и становление познавательного интереса. Его наличие — одно из главных условий успешной учебы, а отсутствие — показатель серьезных недостатков в организации обучения. В детском объединении «Радуга творчества» мы развиваем познавательный интерес в разных направлениях и разными методами. В первую очередь через проектно-исследовательскую деятельность. Она делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Исследовательская работа имеет и практическое значение. Они приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследователя, активно применяют новые информационные технологии. Важно научить ребят работать самостоятельно. И здесь многое зависит от педагога. Я разрабатываю систему заданий и четко определяю задачу каждой самостоятельной работы, стараюсь научить своих воспитанников рациональным приемам умственного труда, четко инструктирую каждого перед выполнением задания, а потом наблюдаю за ходом самостоятельной работы и стараюсь оказать помощь в преодолении трудностей и исправлении ошибок.
На каждом этапе занятия можно применять свои методы, которые помогут провести его с наибольшим эффектом. Поделюсь своими маленькими секретами. Удачное начало занятия — применение такого метода, как «Улыбнемся друг другу!». Такая забавная игра помогает быстро установить контакт между ребятами. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы, поэтому я часто использую в своей работе игровые технологии. Дети любят игры, они помогают снять у них чувство усталости, раскрывают их способности и индивидуальность, усиливают непроизвольное запоминание. Поэтому игровая технология — самая актуальная в моей работе. Среди наших игр «Угадай-ка», «Когда это бывает», «Зеленая аптека под ногами» и другие.
А еще я широко использую метод групповой работы, в результате которого регулируются внутриколлективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые вырабатывают и утверждают сами:
— полное внимание к товарищу; — серьезное отношение к мыслям и чувствам других; — терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками, так как каждый имеет право на ошибку). Мои «помощники» в работе — современные информационные технологии. Я показываю видеофильмы для иллюстрации рассказа, объясняя новый материал. Готовясь к занятиям, создаю свои презентации, которые позволяют мне показывать животный и растительный мир нашей области. По программе «Край мой незабвенный» в разделе «Белгородоведение» мы посмотрели и обсудили видеофильмы «Белый город — душа России», изучая памятники города — видеофильм «Полководец Н.Ф. Ватутин». А о Прохоровском танковом сражении нам рассказали видеофильмы «Поле под Прохоровкой» и «Историко-краеведческий музей—диорама «Курская битва. Белгородское направление». Вошло в традицию проводить устные тематические журналы, праздники. Во время проведения занимательных часов использую загадки на темы: «Чудесный небосвод», «Ты откуда, ручеек?», «Загадки с грядки», «Пернатые друзья», «Домашние животные», «Природные явления» и многие другие. Загадки дают благодатную почву для развития познавательных способностей детей. Еще один занимательный материал — это разгадывание кроссвордов, которые позволяют тренировать внимание и память. Кроме обычных, используем кроссворды-тесты, где на вопрос дается три ответа: ребенок выбирает правильный и заполняет кроссворд. (Например «Игрушки» по стихотворениям А. Барто).
Чтобы научить ребенка удивляться и быть наблюдательными, проводим экскурсии. Их тематика самая разная: и на природу, и по достопримечательным местам родного города. А потом в практической части программы «Край мой незабвенный» мы пишем самостоятельные работы, зарисовки: «В мире природы», «Мой любимый цветок», «Рыба, которая мне нравится», «Как прекрасен этот мир»; и даже маленькие рассказы «Как я нашел гриб», «Шумят березы». Во время проведения занятий я стараюсь использовать всю систему познавательных операций, начиная с самых простейших действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением и заканчивая операциями логического и творческого мышления. Развитие и формирование познавательной активности детей — не самоцель. Главная задача педагога дополнительного образования — воспитать творческую личность. Любовь Фалькова, педагог дополнительного образования Белгородского областного детского эколого-биологического центра Фото автора

Рейтинг статьи: 

Голосов пока нет