Пространство души, или История одного фильма

Номер: 

Рубрика: 

Не так давно в сети появился фильм молодого режиссера Михаила Хижнякова «Пустое пространство», снятого по мотивам рассказа Сергея Елисеенко «Полтора килограмма другой вселенной». О том, какое оно, белгородское любительское кино нового поколения, нам удалось побеседовать с автором.

— Михаил, насколько мне известно, Вы по образованию архитектор. Что натолкнуло Вас на мысль стать режиссером?

— Я всегда хотел стать режиссером или актером. С детства жаждал запечатлеть реальность, и порой не хватало лишь камеры. Зато был творческий энтузиазм. Моими кумирами были знаменитые режиссеры Джордж Лукас, Тим Бертон, Клод Лелюш. Я преклоняюсь перед мастерством актеров Арнольда Шварценеггера, Хью Джэкмана, и Джонни Деппа. Однажды я был в депрессии, и мне захотелось творить. Я решил снять короткометражный фильм, поэтому обратился к своему другу Сергею Елисеенко с просьбой написать сценарий. Он дал мне идею, и мы уже было хотели начать съемки, но не сошлись в видении концепции фильма. Сначала планировался 10-минутный фильм с более узкой идеей. Но постепенно фильм принял более широкие очертания. Летом 2009 года я начал съемки один.

— Как Сергей Елисеенко отнесся к Вашей интерпретации его рассказа?

— Любой материал требует переработки. Часто литературные произведения экранизируют без должной переработки сценария. Я люблю, когда фильм дополняет книгу, где-то даже спорит с ней, или экранизируется лишь одна сюжетная линия. Синдром писателей и режиссеров, которые никак не могут закончить произведение, все время что-то меняя и дорабатывая, - это не про меня. Я вполне могу оставить в покое свое произведение, когда сочту его завершенным.

— Как продвигались съемки и что было самым трудным?

— Сначала я выбирал оператора, когда нашел, понял, что он снимает хорошо, но не так, как это виделось мне. Поэтому я решил, что лучше все делать самому. Так я стал и актером, и режиссером, и оператором. Первый год работа шла туго, сказывался недостаток опыта. Сцены переснимались по два-три раза. Актерский состав менялся. Работа длилась два с половиной года главным образом потому, что в фильме фигурируют все времена года, и, чтобы снять заснеженный лес или осеннюю листву, приходилось ждать. Была и еще одна сложность. Я долго искал девушку на роль главной героини фильма, но вдруг случайно нашел на сайте знакомств Ксению Попову. Она очень киношно выглядела и говорила, но оказалась стеснительной. Мы долго над этим работали. Я понял: чтобы быть хорошим режиссером, нужно уметь работать с людьми.

− Насколько сложно было совмещать режиссерскую работу с актерской?

— У меня не было театрального опыта, поэтому я взял несколько уроков у режиссера белгородского театра «Спички» Оксаны Половинкиной. Она научила правильно держать себя в кадре, разминаться перед игрой. Но все же я решил, что в своих фильмах больше не буду сниматься. Потому что это требует больших усилий.

— Играть сразу двух героев в одном фильме порой тяжело профессиональным актерам с большим опытом. Ваши перевоплощения впечатляют. Как Вам пришла идея сняться сразу в двух ролях, причем в разных амплуа?

— Просматривая отснятый материал, я заметил, что получается скучно. Тогда я придумал персонаж Программа. По сценарию, он пробирается в память главного героя и добывает его воспоминания, нужные для возвращения к жизни любимой девушки героя. Этот персонаж дорог мне, и я не собираюсь его «консервировать» в одном фильме. Если будет возможность, я верну его на экран.

— В фильме появляется еще один необычный персонаж – робот. Вы придумали его сами?

— Я специально изучал программы компьютерного моделирования. Так создал 3D модель робота Проектора, который стал действующим персонажем фильма.

— Почему фильм называется «Пустое пространство»?

— Рабочее его название «Полтора килограмма другой вселенной». Столько в среднем весит человеческий мозг. Я из него сделал «21 грамм другой вселенной» — столько, как многие считают, весит душа человека. Но потом я услышал песню группы Pink Floyd «Empty Space», и все стало на свои места. Герой фильма потерял любимую, в его душе — пустота, зияющая дыра. Он понимает, что тот мир, где он бродит, пуст и нереален. Чем человеку заглушить свою депрессию? Как заполнить пустое пространство, которое накапливается в его душе? Я, как и герой моего фильма, стараюсь заполнить пустое пространство своей души творчеством.

Елена Литовец

Рейтинг статьи: 

Average: 10 (3 votes)