Сказ про то, как Салтыков стал Щедриным

Номер: 

Рубрика: 

Великие имена

К 190-летию со дня рождения

«Что за прелесть эти сказки!» — так наверняка бы воскликнул А. С. Пушкин о произведениях Михаила Салтыкова-Щедрина. И действительно его сказки в миниатюре содержат проблемы и образы всего творчества великого сатирика. А их актуальность и в наши дни не оставляет никакого сомнения.

Вот премудрый пескарь — герой одноименной сказки. Смыслом жизни этого «просвещенного, умеренно-либерального» труса было самосохранение, уход от столкновений и борьбы. Поэтому пескарь прожил до глубокой старости невредимым. Но жизнь эта была унизительна. Она состояла из непрерывного дрожания за свою шкуру. «Он жил и дрожал — только и всего». Разве в наше время трудно найти такого пескаря? Ограждая себя от проблем, люди становятся социально и физически не активными.

Героями сказок «Самоотверженный заяц» и «Здраво-мысленный заяц» выступают обыватели-трусы, надеющиеся на доброту хищников. Зайцы не сомневаются в праве волка и лисицы лишить их жизни, они считают вполне естественным, что сильный поедает слабого, но надеются растрогать волчье сердце своей честностью и покорностью. Но хищники остаются хищниками. Зайцев не спасает, что они «революций не пущали, с оружием в руках не выходили». Так было и так остается во все времена...

Становление писателя

Но сказки великого сатирика родились не сразу. С детства в селе Спас-Угол — тверском губернском имении отца, старинного дворянина, начинается биография Салтыкова-Щедрина. У мальчика была деспотичная мать. Ольга Михайловна Забелина была напрочь лишена человечности, и ее образ позже воплотится в «Господах Головлевых». В семье было шестеро детей, и, несмотря на то, что Миша слыл любимчиком, семейных разборок он навидался сполна. Но мальчика это словно наоборот закалило. Период до десяти лет автор впоследствии почти автобиографично опишет в «Пошехонской старине».

Салтыков всегда вспоминал свое детство с горечью и, как правило, не любил о нем говорить. Начальное образование он получал дома — у отца были свои планы по части учебы сына. А в десять лет поступил в Московский дворянский институт. Кстати, несколько слов об этом заведении для тех, кто жалуется на сегодняшнюю загруженность школьников. Жизнь дворянского института была строго регламентирована и расписана не только по часам, но и по минутам. Почти все время — с пяти или шести утра и до девяти вечера было посвящено занятиям в классах и учению уроков. Учить надо было чрезвычайное множество самых разнообразных предметов — около трех десятков! На первом месте закон божий и священная история, рядом — логика и нравственная философия, математика, артиллерия, фортификация, право естественное и право римское и т. д. В этом перечне русский язык и словесность находятся на двадцать первом месте. А далее следуют и живопись, и музыка, и фехтование...

Трудно представить, как такое количество всяких сведений могло уложиться в головах десятилетних мальчиков — даже при условии ежедневного сидения над учебниками. Однако таланты и способности будущего великого сатирика на порядок превышали средний уровень этого учреждения, и через два года как лучший ученик он был переведен «за казенный кошт» в Царскосельский лицей. Здесь Михаил Евграфович увлекся поэзией, однако вскоре понял, что стихи сочинять — не его стезя. После окончания лицея он был зачислен в штат канцелярии военного ведомства. А в 22 года выслан в Вятку за свои первые литературные изыскания. Однако продолжал служить, и карьера его была блестящей.

«Люблю Россию до боли сердечной...»

Настоящая слава как литератора пришла к нему в 1856 году, когда был опубликован цикл «Губернские очерки». С этого момента и вошел в практику псевдоним Николай Щедрин, впоследствии ставший составляющей его фамилии. Жизнь его будто делится на две части: Салтыков — чиновник, и Щедрин — литератор, сатирик, писатель. На рубеже 60-х-70-х годов Михаил Евграфович предлагает своим читателям нечто совершенно новое — это уже не просто цикл очерков, а целое произведение — «История одного города». Пародия на благостные исторические хроники. Город выступает как модель мира. Город Глупов — это о Руси. В середине 80-х годов произведения Салтыкова-Щедрина стали совершенно новыми. Он назвал их сказками. Их около тридцати. Они наполнены политической сатирой и были опубликованы в газете «Русские ведомости», что само по себе странно. Ведь сказки обычно в газетах не печатают. Но именно этим автор сказал, что хотел: сказкой все не ограничивается. Как в привычных сказках, в его произведениях не бывает счастливых концов. Они полны иронии, и больше похожи на рассказы и повести.

Высмеивая человеческие пороки, Михаил Евграфович любил свою родину. «Я люблю Россию до боли сердечной», — говорил писатель, и в этом горячем и скорбном признании выражен весь пафос его художественного творчества.

Анастасия Троценко

Материалы подготовлены сотрудниками универсальной научной библиотеки

Рейтинг статьи: 

Голосов пока нет