«Улица зимою в Белгороде»

Номер: 

Рубрика: 

Эпоха в лицах

История одной картины

Так называется картина Юлия Феддерса - одно из самых ранних изображений города в живописи. Попробуем разобраться, что же за место выбрал для городского сюжета известный художник.

«Зимняя картина», «Зима (Улица в Белгороде)», «Улица русской деревни зимой» называли эту картину в разное время. А первоначальное название упомянуто в отчете императорской академии художеств за 1885-86 годы — «Улица зимою в Белгороде». В этом же отчете сообщалось, что «картина была послана на выставку в Берлин и приобретена там г. Лепке».

Удалось узнать, что картина Феддерса была отослана на выставку по настоянию академии художеств и включена в уже открытую экспозицию, сразу же получив положительные отзывы критиков. Многие годы картина считалась утерянной, но в 2011 году на аукционе «Нагель» в Штутгарте была продана неизвестному лицу. Ее изображение доступно в Интернете на сайте и в каталоге аукциона.

Мы видим зимнюю улицу в сильный мороз: выбеленную стену хозяйственной постройки и ряд одноэтажных домов. Горизонт занижен, что создает впечатление широкого пространства впереди. Художник изобразил на картине и людей — человека с санками и пожилого мужчину с седой бородой, в темной зимней одежде. Полотно закончено, о чем говорит дата и подпись Ю. Феддерса в левом нижнем углу.

Городской пейзаж позапрошлого века

Это явно окраина города — уже нет застройки вдали. Да и немецкие аукционисты сочли пейзаж деревенской улицей. Надо сказать, что отсутствие в нашей местности природного камня и кирпичных заводов долгие годы обуславливало только деревянную застройку и дома-мазанки.

Только к концу XVIII века большая часть административных зданий и церквей стали каменными. А к концу XIX века и большая часть домов центра Белгорода была уже выстроена из кирпича. Но наличие на окраине города кирпичного дома, к тому же с каменной хозяйственной постройкой, говорит об определенном статусе владельца дома и о его функциональном назначении. Похожие промышленные и хозяйственные постройки существовали в Белгороде, например, Екатерининские казармы. Или построенный Александром Эсслингером в начале 20-го века пивной завод на улице Новомосковской (ныне проспект Б. Хмельницкого).

Сложно оценить и две тени, падающие на каменную хозяйственную постройку. Такие тени могли быть от довольно высоких строений, таких, как церковь с колокольней, пожарная каланча или водопроводный бак. Однако небольшое строение в левой части картины свидетельствует о не характерной для центра Белгорода ширине улицы, а известные высотные постройки не соотносятся с пейзажем картины.

Чтобы предположить, что же за место изображено на картине, обратимся к биографии Ю. Феддерса и истории города.

Феддерс в Белом городе

Юлий Иванович Феддерс был приглашен и рекомендован академией художеств как преподаватель рисования в Белгородский учительский институт, и первый раз жил в Белгороде с семьей с октября 1876-го по сентябрь 1886 года. Здесь, в средней полосе России, художник был очарован не только природой, но и менталитетом русско-украинского порубежья, с взаимным проникновением культур, и уровнем преподавателей, многие из которых были выпускниками крупных университетов России и Европы.

В 1880 году талант Юлия Феддерса отметили в столице: за виды окрестностей Курска и Белгорода он получил звание академика исторической живописи. Все это вылилось в оптимистичные светлые картины. И годы жизни в Белгороде были, наверное, самым удачным творческим периодом Феддерса

Но как бы ни был очарован природой нашего края художник, он вырос в другой среде и с другим вероисповеданием, и, естественно, тянулся к единоверцам и землякам, связывающим его с родиной, местами, где он родился и жил раньше. Поэтому кругом близкого общения художника были не слишком многочисленные в городе лютеране.

В мужской гимназии, где кроме учительского института также преподавал Ю. И. Феддерс, было четверо лютеран: исполняющий обязанности инспектора Юлий Эсслингер, он же — преподаватель русского и латинского языков, преподаватель древних языков Людовик Гардер, окончивший курс в Норвежском университете со степенью кандидата, и преподаватель немецкого языка Карл Петерсон. Вероятно, в близком кругу его общения был П. К. Жервэ — попечитель Харьковского учебного округа, известный ему еще со времен преподавания в г. Митаве.

А картина художника «Белгородский пейзаж» (1880-1881) с видом на паромную переправу позволяет заключить, что, по-видимому, Ю. И. Феддерс сблизился с выходцами из Дерпта и гостил в селе Соломино у фон Викенов. Другим кругом общения Феддерса была семья фабриканта Германа. Существуют упоминания о двух написанных Феддерсом портретах: «Портрет Германа, фабриканта» и «Портрет его жены» (Белгород). Позже, когда выросли дети, Феддерсы и Германы породнились, и дерптский мещанин Артур Гартвигович Герман стал мужем старшей дочери Феддерса Эльфриды-Фредерики-Марии.

Сохранились ли, и где теперь портреты Германов — неизвестно. Остается загадкой, чьи портреты создал художник, — старших Германов или дочери и зятя.

Пивоварня Германа

Гартвиг Герман был известным в России и за рубежом пивоваром. Он в 1879 году открыл свою пивоварню в Белгороде. Сам же Ю. Феддерс в свой первый приезд в Белгород не имел ни собственного дома, ни съемной квартиры. Он проживал, по условиям найма, при учительском институте, по соседству с которым за линией железной дороги, на месте современного городского пляжа, и располагалась пивоварня Г. Германа. Здесь, на окраине города, у реки еще с начала XIX века сложилась городская промышленная зона с каменными строениями — салотопенные, мыльные и воскобойные заводы.

Можно предположить, что при работе над портретами семьи Германов и после, художник не раз бывал у них в доме и на пивзаводе. Думается, что именно строения пивоварни Германа обозначены тенями на картине Феддерса «Зима в Белгороде». Характерные косые послеполуденные тени на картине могли быть образованы от трубы варочного отделения и трехэтажной солодосушилки пивоварни. Солодосушилка, по описанию завода, достигала пяти с половиной сажень.

К сожалению, план пивоварни того времени утрачен, и документально подтвердить или опровергнуть наше предполоежение пока невозможно. Мы надеемся, что будущие архивные находки еще позволят это сделать.

Александр Лимаров,
Юлия Патлань

(Благодарим за помощь и консультации искусствоведа, сотрудницу Латвийского национального художественного музея Эдварду Шмите).

Ознакомиться с репродукциями картин Ю. Феддерса из Латвийского национального художественного музея (Рига) белгородцы могут в художественном музее с 17 декабря по 20 января.

Рейтинг статьи: 

Average: 10 (2 votes)