«Одна секунда может изменить мир...»

Номер: 

Рубрика: 

Творчество

Молодой писатель с чувством слова и булгаковской иронией

«Между чем-то и чем-то постоянно приходится выбирать. Это такие незаметные на первый взгляд мелочи, из которых состоит каждый день... А из таких дней собирается жизнь, и получается, что она, жизнь, и есть набор постоянно повторяющихся мелочей, каких-то мелких выборов, деталей и действий, ведущих, на самом деле, к чему-то большему, глобальному, главному». Эти слова принадлежат герою одной из повестей белгородского писателя Владислава Резникова. В Пушкинской библиотеке-музее презентовали литературные сборники молодого автора «Знаки пустоты» и «Нутрь».

Десятикратный участник форумов молодых писателей России, по итогам которых его рассказы были включены в Ка-талог-2011 и Каталог-2012 лучших произведений молодых писателей и в сборник «Новые писатели», лауреат всероссийского литературного фестиваля-конкурса «Хрустальный родник — 2011» в номинации «Проза» (Орел, 2011), автор многочисленных публикаций как в отечественных, так и в зарубежных изданиях, Владислав Резников уже в течение пятнадцати лет является членом литературной студии «Младость», функционирующей в Пушкинской библиотеке.

Гостями презентации стали как коллеги писателя, среди которых были председатель регионального Союза писателей России Владимир Молчанов, председатель студии «Младость» поэтесса Людмила Брагина, поэт и прозаик Михаил Кулижников, поэт Виктор Череватенко, прозаик и поэтесса Ирина Чернявская, так и его близкие, друзья и поклонники его таланта.

В своих произведениях Резников набрасывает картину, казалось бы, повседневной жизни городского обывателя, но делает это так мастерски, так утонченно, что через призму не столь уж, в сущности, богатой событиями жизни персонажей перед читателем раскрывается философский смысл бытия. Под пером Резникова обнажаются скрытые механизмы действительности, в основе которых почти всегда лежит необходимость какого-либо выбора.

«Одна секунда может изменить мир. Но одно дело, если эту секунду ждать и знать, что она неминуемо, не сегодня-завтра настанет… Совсем другое, когда этот миг случается внезапно, как в ночной тишине случайный выстрел… А еще бывает так, что это случится, а ты даже не заметишь, и только со временем, немного погодя, начинаешь понимать, что что-то произошло». Так несколькими фразами герой рассказа Резникова «Секунда» описывает суть того процесса, когда из сотен повседневных и, казалось бы, незаметных мелочей рождаются значительные перемены.

Почти всегда среда обитания персонажей Резникова — город. В лабиринтах городских улиц пишутся легенды человеческих жизней, то переплетающихся, то отдаляющихся друг от друга, теряющих и обретающих, обманывающих и обманутых. Персонажи Резникова привлекательны именно своей реалистичностью: они — живые люди со своими достоинствами и недостатками, страстями и слабостями.

В манере Резникова описывать окружающий мир, социум, сотрудников есть нечто, подчас перекликающееся со стилем Булгакова - та же тонкая ирония, та же острая наблюдательность, то же отточенное мастерство слова. Быстрыми, точными, идеально выверенными мазками автор создает ёмкие наброски действительности, охватывая одной фразой целое явление, одним образом воссоздавая галерею знакомых типажей из реальной жизни.

Сюжет произведений Резникова зачастую непредсказуем и держит читателя в напряжении до последней страницы. Вместе с героем читатель ищет, ждет, надеется… и понимает, что вновь ошибся.

«В каждой улыбке, каждом взгляде, обращенном в мою сторону, я вижу знак, -говорит герой повести «Знаки пустоты», - или пусть мне просто хочется видеть, и я его себе придумываю. И даже если этого взгляда или этой улыбки нет, но я хочу, чтобы человек смотрел на меня и улыбался мне, я вижу знак, который говорит мне: «А вдруг? А почему нет? Что, если это оно и есть?»

Анализируя произведения автора «Знаков пустоты», можно говорить о появлении в литературе резниковского героя - человека, наделенного особым даром эстетического переживания: его наблюдения за окружающим миром, переплетаясь с непрерывной рефлексией, погружают читателя в, казалось бы, знакомую, но в то же время увиденную под совершенно новым углом действительность. На что-то надеясь, ошибаясь, разочаровываясь, заключая компромиссы с собственной совестью и тут же осуждая себя за это, он постепенно приходит к постижению не только окружающего мира, но и самого себя. Открыть и осознать нечто новое в себе -одна из важнейших вех внутреннего развития человека, без которой невозможен подлинный духовный рост. Обманываясь в своих ожиданиях, разочаровываясь в людях и в самом себе, устав искать ложные предзнаменования, герой вдруг обретает нечто подлинно ценное - то, что казалось для него утерянным навсегда. Это — маленькое чудо, произошедшее среди переулков современного города, где, казалось бы, уже давно нет места чудесам. Читая Резникова, понимаешь, что человеческая жизнь в одно мгновение может перевернуться самым невероятным образом, и ответственность за эти перемены лежит на каждом из нас. Каждую секунду мы совершаем некий выбор, последствия которого могут порой оказаться непредсказуемыми, и, тем не менее, именно мы несем за них ответственность. Потому что одна секунда может изменить мир…

«Нутрь» и «Знаки пустоты» уже попали на книжные прилавки Москвы, а также в библиотеки Белгорода.

Елена БОГАТЫРЕВА

Рейтинг статьи: 

Голосов пока нет