На все руки мастер

Номер: 

Рубрика: 

К юбилею Бориса Пупынина
Замечательному художнику Борису Михайловичу Пупынину 16 сентября исполнилось бы 65 лет. Но, к сожалению, этот талантливый человек ушёл из жизни в самом расцвете творческих сил. Его творчество знакомо каждому белгородцу в первую очередь по бронзовым медальонам с символами районов Белгородской области, которые вмонтированы в плитку на Соборной площади — над центральным медальоном любят хлопать в ладоши гости Белгорода, да и сами жители города. Другие уникальные медальоны, изготовленные Борисом Михайловичем, расположены возле Круглого здания в селе Головчино Грайворонского района, и на родине художника в селе Верхососна Красногвардейского района.
Талант свыше
Как говорят, талантливый человек талантлив во всём. У Бориса Пупынина были золотые руки — ему с лёгкостью покорялся любой изобразительный материал. Одинаково мастерски он работал в жанрах портрета, пейзажа, сюжетной картины в техниках масляной живописи, карандашного рисунка, акварели, пастели, а также в области медальерно-декоративного искусства.
Рисовать Борис начал с детства — впервые взял в руки кисточку, когда ему было всего пять лет. Начал рисовать не акварелью или гуашью, как обычно, а сразу масляными красками. Они ему достались от десятилетнего старшего брата, уроки рисования которого были не совсем удачными. Учился рисовать, копируя репродукции великих художников, прежде всего Репина и Сурикова — признанных мастеров русского реализма. Учился работать карандашом, углём, тушью, сангиной, акварелью, пастелью, маслом. Позже освоил также дерево, металл.
В 1981 году окончил Харьковский художественно-промышленный институт.
Первая картина, которую Борис написал ещё школьником — «Портрет матери». Мама, Марья Ивановна Шемякина, была из сибирских казачек. Юный художник с любовью выписал каждую жилку на руке матери, складки старинного, унаследованного от прабабушки платья, бусинки многослойного ожерелья. Даже через много лет, среди всего разнообразия работ Бориса Михайловича, этот портрет оставался у него самым любимым. Именно его, как икону, несли в день маминых похорон впереди скорбной сельской процессии.
Увидеть жизни красоту
Борис Михайлович вспоминал, что с детства имел способность замечать каждую мелочь, умел находить красоту в самых обычных вещах: старой хибарке, изогнутых деревьях. Все его произведения проникнуты любовью к родным местам, тишине милых полей и рек.
Это не удивительно, ведь его родной Красногвардейский район — край народных традиций, живых пейзажей, сильных людей, где бережно сохраняется культура южной Руси. С полотен на нас смотрят обычные крестьяне-верхососенцы, люди труда, а ещё — застывшие храмы, сочные натюрморты, реалистические пейзажи. В женских портретах он — тонкий лирик, создающий светлые и гармоничные образы: «Анна» «Портрет дочери Марии», «Бабушка», «Мадонна полей». Последняя картина осталась незавершённой. Лицо крестьянской мадонны недописано, но вместе с тем, словно создаёт обобщённый образ бессчётных ликов русских матерей. И всё же, когда знакомишься с картинами художника, сразу замечаешь, что главная тема его творчества — Великая Отечественная война. «В моей семье воевали отец и дядя. Они награждены орденами Славы, — вспоминал Борис Михайлович. — Какую старуху в нашей деревне не спроси: потеряла мужа или сына на этой войне».
Работы «Дед Гурей», «Верхнесосенский мужик», «Бабка Параска» объединены одной темой — люди, пережившие войну. Одна из картин Бориса Пупынина называется «Победитель». Мы видим ветерана, инвалида войны, потерявшего ногу. Но он выстоял и живёт, и будет жить, несмотря ни на что. Красный цвет его костюма напоминает и о знамени Победы, и о крови, пролитой на полях сражений, это же — и цвет жизни. Жизнь продолжается: буйствует трава и цветёт сирень за спиной ветерана-победителя.
На нескольких картинах — самый родной для художника человек — отец, Михаил Стефанович Пупынин. Он прошёл войну артиллеристом, потерял глаз. Скромно жил и умер неприметно, как многие его односельчане.
О родине малой и большой
Борис Михайлович жил и работал в Белгороде, но часто приезжал на свою малую родину, много путешествовал по России. Масляные полотна художника запечатлели Горный Алтай, голубые просторы Байкала, вятский и рязанский края, Пушкиногорье. Пушкинская тема нашла отражение в его графических работах «Пушкин вдохновенный», «Пушкин покаянный».
Будучи в Вятке, старинном русском городе, мастер прямо на улице остановил прохожего, пообещав нарисовать его за двадцать минут. Тот долго отнекивался, но потом уступил. Так появилась картина «Истинно верующий вятский мужик», запечатлевшая характерный образ православного человека: одухотворённый взгляд и полная отрешённость от мирской жизни.
«Умирающие сёла», «Лишние люди», «Русские характеры», «Незаживающие раны» — в названиях серий картин Бориса Пупынина, как в зеркале, отражены подчас драматические страницы нашей истории. На его полотнах — выхваченные из жизни живые люди, в том числе талантливые собратья-художники: С.С. Косенков, А.М. Булатов, В.Н. Баженов.
Иногда он на время откладывал кисти и брал в руки другие инструменты. Известны его медальерные работы, рассказывающие о славном прошлом и настоящем Белгородчины. Первая медаль Б.М. Пупынина «200 лет со дня рождения М.С. Щепкина» появилась в 1985 году. Далее последовали целые серии — «Святое Белогорье», «Знаменитые люди земли Белгородской», «Прохоровское поле» и другие.
Свои работы Борис Пупынин представлял на областных, зональных, республиканских, всероссийских и международных выставках. Его произведения хранятся в Белгородском государственном художественном музее, в Чугуевском художественно-мемориальном музее им. И.Е. Репина (Украина), в частных коллекциях России, Франции, Польши, Никарагуа, Сомали.
Немало сил и энергии Борис Михайлович отдал работе в Белгородском отделении Союза художников России, членом которого являлся с 1990 года. В различные годы он избирался в состав правления областного выставочного комитета. Его творческий путь отмечен наградами: Борис Михайлович стал лауреатом премии областной администрации в 1995 и 1996 годах, награждён грамотами и дипломами секретариата Союза художников России, администрации Белгородской области.
За большой творческий вклад в развитие изобразительного искусства Белгородской области удостоен премии «За заслуги перед землёй Белгородской» II степени. В 2010 году ему было присвоено звание «Заслуженный художник Российской Федерации».
Борис Михайлович был полон творческих и жизненных планов и, несомненно, сделал бы ещё больше, чтобы прославить родную Белгородчину. Но 29 марта 2011 года ушёл из жизни после продолжительной болезни.
Нам остались картины и память — память о художнике и память историческая, запечатлённая в его работах.
Ксения Белоусенко, ведущий библиотекарь отдела краеведческой литературы Белгородской универсальной научной библиотеки
Фото из фондов библиотеки

Рейтинг статьи: 

Голосов пока нет