Ювелир без халата

Номер: 

Рубрика: 

Человек и его дело

Золотых дел мастера 31 января отметили свой профессиональный праздник

Накануне мы заглянули в мастерскую ювелира Ильи Мезенка, узнали, с чего начинается ювелирное изделие, как из кусочка металла создать шедевр и чем отличается творчество труда от творчества искусства.

О мастере

В детстве Илья Мезенок мечтал быть танкистом, после выпуска из школы собирался стать мультипликатором. Но в итоге пошёл в ювелиры. Подсказкой к этому послужили слова преподавателя художественной школы, которая каким-то образом смогла усмотреть в своём ученике способности к работе с металлами.

И в итоге Илья поступил в Красносельское училище художественной обработки металлов в Костромской области. С перерывами на армию и уход в работу окончил его, получив сразу две специализации: ювелир и гравёр. Идею жить в Красном-на-Волге он быстро оставил — слишком велик был в окрестностях процент ювелиров на душу населения. После жил в Мурманске, Москве. А около четырёх лет назад переехал в Белгород.

Сейчас у Ильи ювелирная мастерская в «МегаГринне». Кроме того, он состоит в организации «Мастера Белогорья» и недавно ему выделили помещение на улице Студенческой под мастерскую. Там мы и встретились.

Беседы о творчестве

— Когда-то мне казалось, что ювелир — это такой человек в белом халате, такой лаборант с чистыми руками, он сидит, месяцами придумывает и полирует колечко, в конце получает гору денег и едет на Гавайи. Осознание реальности у меня пришло после первых же дней работы. Оказалось, что ювелирное дело — труд. Тяжёлый, кропотливый, ежедневный.

После непродолжительного диалога выводим формулу: есть творчество труда — это то, чем мастер занимается для зарабатывания денег. А есть творчество искусства — то, чем он занимался бы даже забесплатно.

— Конечно, в моей жизни преобладает творчество труда. Делаешь что-то, думаешь, вот, наконец, расквитаюсь с этим, займусь чем-то для души — ан нет, появляется новая и новая работа. Порой, безусловно, интересная, но не для души. Надеюсь с появлением этой мастерской выделить больше времени для творчества искусства, — говорит Илья.

Новую мастерскую ювелир ещё не обжил. В одном углу стоит станок, остальное помещение заставлено коробками с творческими пожитками.

— Вообще ювелиры — люди компактные. Но мне очень на руку, что места здесь много. Здесь будут проводиться предварительные работы по ювелирке, кроме того, я собираюсь осваивать эмаль, надо будет где-то размещать муфеля. А в перспективе я планирую заняться скульптурой. Работать хочу с привычными мне материалами — металлом и гипсом. Портретная скульптура, слепковая... не знаю, что из этого выйдет, но если попробуешь, есть два варианта событий — или получится, или не получится, а если не попробуешь — то только один, — улыбается мастер.

Почеркушки и восковой волк

На больших ювелирных производствах для каждого этапа: дизайна, отлива, полировки, закрепления камней, нанесения гравировки — существует отдельный человек. Илья специализируется на всех без исключения этапах: от идеи до шлифовки.

— Всё начинается с почеркушек, — говорит мастер и показывает мне наброски.

На разложенных на столе листах — кулоны, серьги, кольца самых различных форм, от классических до космических.

Затем модель вырезается из специального воска. Здесь пригодится пространственное мышление, знание геометрии, архитектуры, иногда — анатомии.

— Вот, например, голова волка, я её вырезал из модельного воска при помощи ручного инструмента. Далее эта голова отливалась в металле, я её обрабатывал и доводил до состояния готового изделия. А потом возникла идея снять с этого изделия форму и тиражировать. Вот в принципе так делается тиражирование с помощью литья, — поясняет Илья.

На столе в этот момент разложены фрезы, резцы, восковые цилиндры, незаконченные фигурки улитки и кабана.

— А отчего такая тема «звериная»? — спрашиваю.

— Это пошло от моей работы в московской компании, занимающейся декоративным украшением оружия: инкрустацией, гравировкой. А основные сюжеты украшения охотничьих ружей, естественно, зверьё. Оттуда и пошло.

Я уже встречала эти работы на одной из выставок «Мастеров Белогорья». В бронзе Илья запечатлел зайца в прыжке, вальяжно прогуливающегося кабана, оскалившегося льва, головы лося, оленя, косули...

— Правда спрос на это небольшой.

— А на что есть спрос? Вообще в ювелирном деле есть тренды? Что модно сейчас?

— Каких-то особенных трендов я не заметил. Кто-то любит золото, кто-то серебро, кому-то по душе спокойные линии, а кому-то что-то витиевато-причудливое. Но главное скажу — всегда в моде будет классика. В любое время, при любом случае она — беспроигрышный вариант и образец вкуса.

Алина Борисенко

Фото автора

Рейтинг статьи: 

Average: 7.7 (3 votes)